24-01-2020 | категорія: Новини

Блокировка НН РК - вскоре изменения!


КМУ постановлением от 11.12.2019 г. № 1165 утвердил новые: Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН и Порядок рассмотрения жалобы на решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН , а также ряд приложений к ним, касающихся механизма блокировки НН/РК (критерии рисковости: плательщиков и операций, Перечень показателей позитивной истории плательщика, таблицу плательщика НДС и другие).

Все это вместе начнет действовать с 1 февраля этого года. С этой же даты утрачивает силу «знаменитое» постановление КМУ № 117 от 21.02.2018 г. и старые правила блокировки. Но Порядок принятия решений о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН (утв. приказом Минфина от 12.12.2019 г. № 520) продолжит свое действие и после вступления в силу постановления КМУ № 1165.

Причины, побудившие КМУ выдать этот норматив, думаем всем известны: суд признал недействительными отдельные нормы старого Порядка остановки (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 100, стр. 22 ).

В целом эти новые «блокировочные» Порядки и документы не слишком отличаются от старых, но кое-что нам бросилось в глаза.

1. Признаки , которые отсеивают НН/РК перед мониторингом:

- в признаке «налоговой нагрузки» размер уплаченной суммы НДС за последние 12 месяцев увеличили с 400 тыс. до 1 млн грн.;

- добавился еще один антиблокировочный признак - товар/услугу с НН/РК было указано в Таблице плательщика. Это - положительное изменение, поскольку теперь Таблица должна быть фискалами учтена еще до мониторинга НН/РК! При этом старые принятые Таблицы должны продолжать применяться и при новом порядке блокировки.

2. Критерии рисковости плательщиков почти те же и, к сожалению, критерий о «наличии информации» у налоговиков по «рисковости операции» никуда не исчез. То есть руки у них будут так же развязаны ... Но теперь для «рисковых» плательщиков прописана возможность документально опровергнуть свою рисковость и комиссия регионального уровня (это ее компетенция) на такие документы должна отреагировать в течение 7 дней. В случае просрочки с решением рисковость с плательщика должна сниматься автоматически.

3. Значительно сузили показатели «позитивной истории» плательщика (они позволяют избежать критериев рисковости операций):

- объем поставок одному покупателю снижен со 150 до 50 тыс. грн., но при этом еще и объем поставок месяца не должен превышать 500 тыс. грн., и руководитель не должен «сидеть» более чем в трех таких «креслах»;

 - отменено два показателя по объемам поставок, а 20% -ный показатель поставки одного кода товара/услуги изменен на 100% -ный;

- остаточная стоимость ОС теперь должна будет превышать 5 млн грн. (Сейчас - 1 млн)

- уплата ЕСВ на одного работающего - превышать ЕСВ с МЗП более чем в 2 раза (сейчас 1,5) и численность должна быть не менее 5 чел. (Новое)

- общая сумма налогов в прошлом году должна превышать 10 млн грн. (сейчас - 5 млн).

4. Ухудшили критерий рисковости операций , связанный с долей «подозрительных» товаров из Перечня фискалов (этот Перечень должен утверждаться отдельным приказом ГНС и обнародоваться на ее сайте). Теперь товаров из Перечня в общей разнице между приобретениями и продажами товаров должно быть более 50% (сейчас - более 75%)!

5. Все решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК будут принимать региональные комиссии, центральная комиссия будет только рассматривать жалобы на решения комиссий регионального уровня об отказе в регистрации НН/РК.

Подробнее мы проанализируем эти «блокировочные» изменения в одном из ближайших выпусков «Налоги и бухгалтерский учет» .