23-01-2018 | категорія: Новини

Мораторий и налоговые проверки, или ГФС закон не читан?!


Тамошюнас Андрей, налоговый адвокат, партнер консалтинговой компании "ADA Group"

Хорошая новость – мораторий на проверки (причем как плановые, так и внеплановые с некоторым ограничением) законодатель продлил на весь 2018 год без специальных исключений для контролирующих органов! 

Отличная новость (хотя и временная) – КМУ до сих пор не издал список органов, на которые действие «запрета» не распространяется (согласно ст.6 ЗУ № 1728-VIII), а значит, на сегодня проверок нет для всех контролеров, в т.ч. и для ГФС (но с оговорками).

Плохая (но ожидаемая) новость – следуя доброй традиции, фискальные органы умышленно не замечают указанные выше «телодвижения». И аргументация, как всегда, проста – есть только один-единственный профильный НПА и это НКУ, а поскольку в него никаких изменений не вносилось, то проверки были, есть и будут «есть» (см. ссылку). 

Ничего не поделаешь – любовь к проверкам вынуждает налоговиков быть находчивыми и изобретательными, но ведь ничего не мешает и нам применять тот же подход при защите «дела всей своей жизни»!

НА СТРАЖЕ БИЗНЕСА

А начинать предлагаю с анализа тех положений, которые «лежат на поверхности», но вынесены фискальным ведомством за «скобки»:

  1. ч.2 ст19 Конституции Украины – основания, рамки полномочий и способ их реализации определяются Конституцией и законами (а не законом).
  2. п.п.21.1.1. п.21.1.ст.21 НКУ – должностные лица ГФС обязаны действовать в соответствии с НКУ и другими законами (а не только НКУ). Такой подход диктуется тем, что ни один НПА (в т.ч. НКУ) не может исчерпывающе регулировать те или иные правоотношения (в данном случае проверки) с точки зрения их сложности и динамики изменений в обществе.
  3. ст.19 ХКУ – налоговые правоотношения входят в предмет контроля и надзора государства за хоздеятельностью (это для случаев, если, к примеру, фискалы будут утверждать, что они осуществляют «налоговый контроль», а не «контроль в сфере хоздеятельности»); 
  4. ст.2 ЗУ №877 «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» – за исключением таможенного и валютного контроля проверочные мероприятия ГФС входят в сферу действия указанного закона, а значит на ГФС распространяется положения и Закона 1728-VIII «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»;
  5. п.п.4.1.4. п.4.1. ст.4 НКУ – презумпция правомерности решений налогоплательщика в случае неоднозначной трактовки норм разных законов (как контрмера положениям п.5.2. ст.5 НКУ, на которые уверенно ссылаются фискалы при аргументации своей проверочной «вседозволенности»);
  6. Постановление ВСУ от 11.09.2017г. по делу №п-136/10 - "Одним із основних елементів верховенства права є принцип правової визначеності, який, серед іншого, передбачає, що закони мають бути чіткими і зрозумілими, закони не повинні бути суперечливими, а у випадку недостатньої чіткості чи суперечливості норм права вони мають тлумачитися на користь невладного суб'єкта".

Таким образом, даже самое поверхностное правовое исследование проблемы моратория говорит о необъективности позиции фискальных органов и возможности оперирования этим защитным инструментом уже на данном этапе.

РУКА НА «ПУЛЬСЕ» КМУ…

Напомню, законодатель предоставил такого рода передышку лишь до момента, пока КМУ не определится со списком контролирующих органов, на которые не распространяется действие Закона №1728 (а значит и моратория). Но нужно понимать, что слишком долго такая радость продолжаться не будет, поскольку до 31.12.2017г. перечень госорганов-счастливчиков содержался в ст.6 Закона №1728-VIII и ничего не мешает взять его за основу теперь. В связи с этим, одной из обязательных мер на сегодня является ежедневный мониторинг ситуации.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что выполнение правительством указанного выше положения напрямую будет противоречить части 2 ст.19 Конституции Украины, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Не секрет, что нормативно-правовые акты Кабмина не обладают силой закона.

«СТРАХУЕМ» МОРАТОРИЙ

Однако, не смотря на позитивный характер приведенных выше выводов, полностью игнорировать позицию фискалов об отсутствии моратория для них все же не стоит, поскольку на сегодня еще неизвестно как поведут себя судебные органы в случае недопуска проверяющих.

В связи с этим, целесообразным видится выстраивание защитной модели поведения при проверках с учетом и других «отсекающих» критериев. К примеру, к таковым может относиться факт отсутствия компании в плане-графике документальных плановых проверок на текущий год по состоянию на

25.12.2017 года - ведь НКУ не предусматривает возможность для его дополнения уже в течение года (в свою очередь, фискалы твердо уверены в обратном). Кроме того, ни в коем случае не стоит списывать со счетов и стандартные основания для недопуска – некачественное составление и/или непредоставление всех необходимых документов на проверку (см. к примеру, дело №815/6879/17).

Так что, будьте предусмотрительными и читайте все законы, а не как некоторые…! )